Железобетонные дорожные плиты: производство, виды плит и особенности монтажа

Железобетонные дорожные плиты: производство, виды плит и особенности монтажа

Популярные ЖБИ
Важное значение в любом строительстве имеет организация удобной дороги. Для этой цели чаще всего используют железобетонные дорожные плиты, которые могут быть выбраны в соответствии с условиями эксплуатации.

Качественные бетонные изделия производятся только в заводских условиях, используя следующую технологию:

1. Подготовка. Заливочную форму очищают от остатков бетона предыдущего цикла. Внутреннюю поверхность металлической формы покрывают смазкой. Слой смазки уменьшает адгезию бетонной смеси и облегчает извлечение готового изделия.
2. Армирование. В форму устанавливают каркас (основную и вспомогательную арматурную сетку). Каркас может быть напряженным (собранным из предварительно натянутых стержней) или ненапряженным (из проволоки или арматуры). Когда каркас сформирован, его фиксируют, чтобы сохранить заданные расстояния.
3. Заливка бетона. На разных предприятиях бетон заливают двумя способами: на стенде (в небольших цехах) или на конвейерной линии.
4. Тепловая обработка. Подготовленные формы помещают в термические камеры. Здесь заготовку обрабатывают горячим паром, до тех пор, пока плиты не наберут прочность 60%. Процесс занимает 8-12 часов.
5. Извлечение. Когда изделия схватятся, убирают крепежные элементы. Плиты извлекают, проверяют качество и наносят маркировку.

дорожки производство.png
Для повышения износостойкости и прочности применяют смеси с различной водонепроницаемостью и устойчивостью к морозу. Связующим веществом при изготовлении железобетонных дорожных плит является бетон. Чем выше марка бетона, тем прочнее конструкция и тем лучше она сопротивляется нагрузкам. Для повышения износостойкости и прочности применяют смеси с различной водонепроницаемостью и устойчивостью к морозу.
Кроме того, используется арматура разного диаметра, с различными показателями сопротивления разрыву и разных марок стали. Для формирования железобетонных изделий выбирают преимущественно рифленую арматуру.

Некоторые виды плит имеют рифленую поверхность, которая обеспечивает лучшее сцепление с асфальтом или другим покрытием сверху. Для удобства монтажа на дорожных плитах предусмотрены петли, погруженные в специальные углубления. В зависимости от ГОСТ или серии изготовления, петли располагаются на торцевых сторонах либо по углам изделий.

дорожки производство1.png
Укладка железобетонных дорожных плит является сложным процессом, требующим определенных знаний и навыков. Ее проводят на специально подготовленной поверхности, которую предварительно укладывают песком или щебнем. При этом необходимо учитывать не только размеры и форму плит, но и особенности транспортных потоков и грузоподъемности дороги. Безусловно, использование железобетонных дорожных плит позволяет значительно ускорить процесс строительства дорог и улучшить их качество. Однако необходимо правильно выбирать виды плит и учитывать особенности их укладки для достижения наилучшего результата.

Характеристики дорожных плит определены в ГОСТ 21924.0-84 (Плиты железобетонные для покрытий городских дорог) и разделены на следующие типы:

ПДП (плита дорожная плоская) - универсальный и популярный продукт, рассчитанный на морозы до -50 °C. Подходит для строительства как временных, так и постоянных дорог, и может использоваться повторно. Материал выдерживает среднюю нагрузку: 10-30 т (зависит от марки бетонной смеси). 
ПДН (дорожная напряженная) - продукт с расширенными возможностями, который не боится морозов до -55 °C и благодаря усиленному армированию хорошо себя показывает на мягких почвах, а также способен справляться с увеличенными динамическими нагрузками. Подходит для использования в районах с суровыми зимами.
ПАГ (аэродромная гладкая) - самый прочный и массивный (от 5 т) вид дорожных плит. Подразделяется на два типа: ПАГ-14 используется для дорог тяжелого автотранспорта, а ПАГ-18 - для взлетно-посадочных полос. Рифленые изделия выдерживают морозы до -35 °C и нагрузки до 75 т.

Использование железобетонных изделий (ЖБИ) в строительстве дорог имеет ряд преимуществ:

• Относительно небольшой бюджет для укладки дорожных плит, что обеспечивает хорошее соотношение цена/качество.
• Высокое качество продукции. ЖБИ производятся на заводах в строго регулируемых условиях и имеют определенные эксплуатационные характеристики.
• Долговечность. Дорожное покрытие, построенное из дорожных плит в соответствии с технологией, может прослужить 30-40 лет.
• Простота технологии с высокой производительностью. Укладка ЖБИ выполняется с помощью автокрана или другого кранового оборудования. Скорость монтажа не влияет на качество покрытия.
• Высокие эксплуатационные характеристики. Дорожное покрытие получается прочным, износостойким, устойчивым к динамическим нагрузкам и погодным условиям. Особенно важна стойкость дорожного полотна к широкому температурному диапазону (от -50 до +55°C).
• Возможность повторного использования временного дорожного покрытия из ЖБИ (если не выработали ресурс прочности).

Недостатком являются стыковочные швы между плитами, которые требуют дополнительной обработки для достижения идеально ровной поверхности. Для этого сверху на дорогу может быть уложен слой асфальта, но это делает проект более дорогим. В случае небольших дорог швы можно заделать строительным раствором.

укладка плит.png